Крылья Советов
Рассекречены документы Второй мировой войны о тайном оружии Красной армии
Григорий Санин, Екатерина Маслова
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
История Великой отечественной войны хранит множество уди¬вительных страниц, расска¬зывающих о фактах героиз¬ма, находчивости и самоотверженности людей. Вот одна из них, повествующая о секретном оружии Красной армии - боевом применении голубей. Помимо срочных донесений героические птахи осуществляли боевые вылеты, достав¬ляя в тыл врага зажигательные снаряды. Птицы, ныне олицетворяющие мир, в годы Второй мировой превратились для немецких летчиков и водителей топ¬ливозаправщиков в настоящий кош¬мар, обрушивавшийся на них внезап¬но и неотвратимо. Неизвестные факты о «солдатах неба» собрали профессор Военной академии Генерального шта¬ба Вооруженных сил Российской Феде¬рации полковник Владимир Шептура и его коллега, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Ге¬нерального штаба ВС РФ полковник за¬паса Анатолий Жарский.
КРАСНАЯ ГОЛУБЯТНЯ
Основной сферой применения голубей в годы войны была, безусловно, связь, что в общем-то неудивительно: крылатые почтальоны использовались еще в ар¬мии Александра Македонского. На служ¬бу в Красную армию голубь был призван в 1929 году. Впрочем, сизарей использовали и в русской армии - к началу Пер¬вой мировой по военно-инженерному ведомству числилось десять штатных го¬лубиных станций. Кроме того, содержа¬ли такие станции некоторые крепости и передовые части.
«В 1925 году решением советско¬го правительства создали единый центр голубиного спорта при Осоавиахиме, а в 1928 году заместитель наркома по во¬енным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт предложил ввести «военно-го¬лубиную повинность, - рассказывает Владимир Шептура. - В архивах мы на¬шли уникальный документ - доклад¬ную записку, в которой Уншлихт писал: «Возможность использования почтовых голубей во вред интересам СССР дикту¬ет необходимость воспрещения содер¬жания и разведения почтовых голубей учреждениями и лицами, не зарегис¬трированными в органах НКВД и Осоавиахима, а равно запрещения всем, за исключением органов НКВД, выво¬за почтовых голубей из пределов СССР и ввоза их из-за границы».
Хотя этот доклад в полном объеме реализован не был, в 1929 году после¬довал приказ Реввоенсовета «О приня¬тии на вооружение системы голубиной связи». Так было узаконено использо¬вание птиц в военных целях. Подготов¬ка пернатых солдат пошла полным хо¬дом. В 1930 году вышло в свет первое «Руководство по боевой подготовке войск связи РККА для частей военного голубеводства», а для тренеров-селек¬ционеров даже учредили военно-учет¬ную специальность - голубевод. Стали появляться военно-голубиные стан¬ции - как стационарные, так и подвиж¬ные. При перевозке голубей в автомо¬биле или на мотоцикле на расстояние 100 километров связь устанавливалась за два часа.
20 апреля 1934 года в состав Науч¬но-экспериментального института во¬енного собаководства был включен Ин¬ститут военного голубеводства. Там преподавательским коллективом был подготовлен и издан «Учебник младше¬го командира голубеводства». С начала работы и по 1938 год этот институт про¬извел 19 выпусков слушателей курсов усовершенствования начальников ста¬ционарных военно-голубиных станций. А потом грянула война...
КРЫЛАТЫЕ РОТЫ
Примечателен тот факт, что как совет¬ское, так и германское командование с самых первых дней войны предприни¬мало все меры, чтобы взять голубиные коммуникации под жесткий контроль. Осенью 1941 года, когда немцы подхо¬дили к Москве, комендант города издал распоряжение, в котором приказыва¬лось в целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, в трехднев¬ный срок сдать их в управление мили¬ции на Петровку, 38. Нарушители должны были привлекаться к ответственности по законам военного времени. В свою очередь распоряжением германских ок¬купационных властей все голуби как не¬легальное средство связи подлежали изъятию у населения и последующему уничтожению. За укрывательство птиц немцы карали смертной казнью. Извест¬но, что на второй день после оккупации Киева по городу был расклеен приказ о немедленной сдаче всех домашних го¬лубей. За невыполнение этого распоря¬жения ожидал расстрел. Для устрашения нескольких киевлян казнили, в том чис¬ле известного в городе голубевода Ива¬на Максимова...
С самого начала Великой Отечес¬твенной голубей использовали, как правило, для оперативной связи раз¬ведотделов, но в некоторых случаях дрессированные птицы применялись для передачи донесений от регулярных частей и подразделений. Во время бит¬вы за Москву на базе питомника Центральной школы связи, собаководства и голубеводства специально создали ста¬ционарную голубиную станцию связи. Голуби дрессировались на семи основ¬ных и нескольких вспомогательных под¬московных направлениях. Использова¬лись так называемые почтовые породы, выведенные в результате планомер¬ной селекции. В основе их подготов¬ки - удивительный дар пернатых всегда находить дорогу к своему гнезду, а про¬водимые тренировки лишь развивали и закрепляли эту способность. Птицы ока¬зывались в голубятне 30-35 дней от ро¬ду, а начинали их дрессировать спустя шесть недель. Голубей увозили на раз¬личные расстояния от базы, приучая их возвращаться обратно. В дальнейшем отправляющийся на задание с развед¬группой младший командир-голубевод в нужный момент выпускал птицу с до¬несением, она стремилась к гнезду, неся с собой полученные разведчиками све¬дения. Для надежности особо важные послания дублировались и отправля¬лись с тремя птицами.
К 1944 году, несмотря на то, что стра¬тегическая инициатива окончательно перешла к советскому командованию, бы¬ло решено формировать специальные голубиные роты связи. Первой из них, переданной 12-му гвардейскому стрел¬ковому корпусу 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта, командовал опытный голубевод капитан Богданов. Согласно рассекреченным архивным данным, подразделение состояло из че¬тырех станций, 80 солдат и 90 легких переносных корзин-голубятен, в каждой из которых помещалось по шесть птиц. «Всего в роте насчитывалось 500 голу¬бей, которые были распределены на 22 направления и надежно работали в ра¬диусе 10-15 километров, - рассказы¬вает Владимир Шептура. - Рота обес¬печивала двустороннюю связь между штабом корпуса и штабами дивизий и одностороннюю связь дивизий с пол¬ками и подразделениями, действовав¬шими на участках, где бесперебойная работа технических средств связи бы¬ла невозможна. Только за полгода го¬луби доставили свыше четырех тысяч депеш. В среднем за световой день до¬ставлялось 50-55 голубеграмм, а иног¬да их число превышало сотню. При этом потери крылатых «связистов» были зна¬чительны, они погибали от осколков, снарядов, а также от нападений надрес¬сированных немцами ястребов-пере¬хватчиков. За каждые два месяца вой¬ны погибало в среднем до 30 процентов обученных голубей».
Крылатые герои в большинстве своем остались неизвестными. Вместе с тем в исторической летописи Великой Отечес¬твенной сохранились эпизоды, когда от¬личившегося пернатого «связиста» уда¬валось идентифицировать по родовому номеру. «Так, в роте Богданова, - расска¬зывает Шептура, - был случай, когда во время доставки боевого донесения го¬лубь № 48 несколько раз был атакован и ранен ястребом, но смог от него уйти и доставить донесение. Уже в сумерках под ноги голубеводу Попову упал 48-й. Од¬на лапка у него была поломана и держа¬лась на тонкой коже, спина ободрана, а грудь в запекшейся крови. Голубь тяже¬ло дышал и жадно хватал воздух раскры¬тым клювом. После передачи в штаб час¬ти донесения от разведчиков голубь был прооперирован ветеринарным врачом и спасен».
ПЕРНАТЫЕ БОМБЫ
Впрочем, применение птицам находи¬лось не только в качестве почтальонов. Абсолютным новшеством было исполь¬зование пернатых как средства доставки зажигательных снарядов. В 470-м учеб¬ном центре служебного собаководс¬тва Вооруженных сил России, известном еще как питомник «Красная звезда», есть уникальный музей военного голу¬беводства. В предвоенные и военные годы именно здесь существовал учеб¬ный центр, в котором готовили голубей-подрывников. Руководитель музея - ис¬торик, полковник в отставке Василий Хмельницкий познакомил «Итоги» с уникальными архивными документа¬ми военных лет. Когда-то эти разработ¬ки были совершенно секретными, да и сейчас о существовании голубей-под¬рывников знают единицы специалис¬тов. Мы держали в руках уникальный документ под названием «Описание кассеты для авиатранспортировки го¬лубей с зажигательными снарядами», в нем есть пояснение: «Кассета предна¬значена для транспортировки и после¬дующего сбрасывания голубей со спе¬циальным зажигательным снарядом над объектами противника».
«Принцип действия был прост и на¬дежен, - рассказывает Хмельницкий. На голубя крепился зажигательный сна¬ряд нажимного действия. Птица была надрессирована садиться на авиабом¬бы, подвешенные к крыльям боевых са¬молетов, а также на топливные емкости как стационарного, так и передвижного базирования». При помощи специаль¬ного механизма голуби выпускались из закрепленной на самолете кассеты, ку¬да помещалось двадцать четыре птицы. Когда голубь садился на объект, снаряд автоматически отстегивался, после чего срабатывал взрыватель нажимного дейс¬твия, а голубь возвращался на базу.
Каким образом голуби отличали со¬ветские самолеты или топливозаправ¬щики от немецких? Оказалось, никак. Птицам было абсолютно все равно, ку¬да садиться, лишь бы объект напоми¬нал заданные дрессировщиками цели. Секрет «голубиных бомб» заключал¬ся именно в том, чтобы выпустить птиц точнехонько над объектами против¬ника. В материалах времен войны есть рассказ немецкого пилота, который описывает, как сначала на крыло его го¬товящегося к вылету мессершмитта сел голубь: «Я только подумал, что это пло¬хой знак, как в следующую секунду топ¬ливный бак вспыхнул, я еле успел вы¬скочить. Потом мне сказали, что русские использовали голубей-поджигателей. Даже после войны я не мог спокойно видеть этих птиц, подбирающих крош¬ки на площадях».
Использование голубей во время войны как нельзя лучше характеризу¬ет один из основных советских лозун¬гов той поры: «Все для фронта, все для победы». Вдумайтесь: серьезнейшие проектные институты (например, ЦАГИ) разрабатывали «голубиные бом¬бы», конструкторские бюро проводи¬ли испытания зажигательных снарядов, лучшие дрессировщики добивались от птиц максимально точных посадок. Не¬смотря на все это, в России нет памят¬ника голубям, участвовавшим в войне. Василий Хмельницкий считает это не¬справедливостью хотя бы потому, что в Великобритании такой памятник есть. Он установлен в честь голубки, которая спасла целый экипаж подводной лод¬ки. Это произошло в 1942 году. Бри¬танскую субмарину подбили фашист¬ские самолеты, и она вынуждена была лечь на дно. Гибель казалась неминуе¬мой. На борту подлодки жили два поч¬товых голубя. К лапкам птиц прикре¬пили записки с указанием координат местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили нару¬жу. Голубь во время шторма погиб, а вот голубка сумела долететь до базы, отку¬да прислали помощь. За этот подвиг ее удостоили высшей военной награды Ве¬ликобритании и увековечили в бронзе. Сколько жизней советских солдат убе¬регли сизари, военным историкам до¬подлинно неизвестно, но они не сомне¬ваются: голуби спасали от гибели целые полки. А это, безусловно, подвиг...